FAQ (вопросы и ответы)

Собрано из ответов участников ФОРУМА, а также по письмам посетителей сайта и из книги Г. Бишоп
Электронные устройства для "Sinclair ZX-Spectrum"
(перевод с английского)

обновлено 08.02.2006

 

1. Что такое ZX-Spectrum?

ZX-Spectrum (Sinclair) - это бытовой компьютер. Был создан очень давно, в начале 80-х годов, в Англии. Имеет множество вариантов исполнения. Стандартом является машина созданная на базе процессора Z80, с ОЗУ 48 К (килобайт) или 128 К. Поддерживалось 8 цветов, 2 градации яркости, мигание. В основном использовались магнитофоны (кассетные) для загрузки программ. Позже ставились 1-2 дисковода по 720 К, на дискетах размером 5.25 дюйма. Некоторые умельцы подключали винчестеры. После оглушительного успеха компьютера было создано много его вариантов, таких как Spectrum 2, Spectrum 3, 2+, 3+. Память наращивалась до 512 К.

Информация из книги Г. Бишоп
Электронные устройства для "Sinclair ZX-Spectrum"
(перевод с английского)

Автор компьютера К.Синклер заложил в него следующие возможности:
- 16К или 48К оперативной памяти (RАМ);
- 16К постоянной памяти (RОМ) - встроенный интерпретатор "Бейсик";
- цветное изображение (16 цветов);
- звук;
- полноразмерная клавиатура - 40 клавиш;
- графика высокого разрешения;
- совместимость с системой "Teletex";
- высокоскоростная загрузка программ с магнитофона;
В руководстве по "СПЕКТРУМУ" подробно описан разъём, расположенный на задней стенке компьютера. Этот разъём даёт возможность подключаться к 16 адресным линиям, 8 линиям данных, источнику питания и линиям управления микропроцессора Z80.

1А. Элементы компьютера

Компьютер собран на двухсторонней печатной плате, обеспечивающей соединение выводов интегральных микросхем и других элементов между собой. На плате установлены следующие основные элементы:

Z80 - центральная управляющая микросхема (микропроцессор), которая тактируется сигналом с частотой 3,5 МГц и выполняет около 0,9 млн. машинных команд в секунду.

16К постоянной памяти (RОМ) - это микросхема, в которую "зашит" стандартный Бейсик. Запись в эту микросхему (выполнение РОКЕ) невозможна.

16К (или 48К) - оперативная память компьютера. Для ее организации использовано 8 микросхем памяти для версии 16К и 16 микросхем для модели 48К. Примерно 8К использованы для организации изображения на экране ТV, а остальные 8К (или 40) зарезервированы для программ пользователя.

ULA - специально разработанная для компьютера "СПЕКТРУМ" микросхема, формирующая сигналы цветного изображения.

UHF - УВЧ-модулятор - схема, которая преобразует видеосигнал, сформированный компьютером в УВЧ сигнал для подключения к входу "АНТ" TV.

7805 - микросхема-стабилизатор напряжения питания 5 В (отечественный аналог 142ЕН5). Интересно отметить, что жужжащий звук, исходящий из компьютера, создается преобразователем напряжения из 5 В в 12 В при входном напряжении 9 В, когда катушка преобразователя резонирует на высокой частоте ( при использовании современных микросхем в самодельных компьютерах преобразователь 5/12 В не используется).

КВ1 и КВ2 - два разъёма для подключения клавиатуры (см. раздел 6). Необходимо также отметить, что "СПЕКТРУМ" сложный аппарат и поэтому не стоит открывать его крышку. Не стоит также подключать или припаивать отдельные провода к разъёму. Лучше использовать специальный 54-контактный разъём и печатную плату (как указано в разделах 3-5) для предотвращения коротких замыканий и других неисправимых повреждений компьютера.

1В. Функциональная схема

Основные микросхемы "СПЕКТРУМА" соединены между собой с помощью 8 параллельных дорожек на печатной плате называемых линиями данных (00-07), по которым передаются нулевые и единичные сигналы. В каждый момент времени по линиям данных передается серия нулей и единиц представляющая десятичное число от 0 до 255; в двоичном виде 255 это 11111111. Если во время работы компьютера аккуратно подключить осциллограф к одной из линий данных, то можно будет наблюдать сложный высокочастотный сигнал.
Для того, чтобы задавать маршруты передачи данных между различными частями компьютера, используются адреса, подобные почтовым индексам. Распознав свой адрес, соответствующее устройство либо посылает на шину данных 8 бит данных (операция WRIТЕ), либо принимает 8 бит с шины данных (операция READ). При выполнении RESET или CLEAR или NEW все биты принимают значение 0.
Микропроцессор Z80 обеспечивает выполнение всех операций с данными с помощью заложенных в него машинных команд. Так, например, для пересылки 8-разрядного слова из одной ячейки памяти в другую необходимо выполнить около 20 элементарных операций. Скорость выполнения этих элементарных операций весьма высока и определяется тактирующим сигналом с частотой 3,5 МГц.
Оперативная память (RАМ) состоит из отдельных триггеров, запоминающих нули и единицы. Запись или считывание одновременно производится в 8 триггеров. Управляющие сигналы микропроцессора определяют режим чтения данных из памяти (READ), записи (WRITE) или сброса (RESET). Каждая группа из 8 триггеров имеет свой адрес, по которому запись или чтение данных производится именно в эту ячейку памяти.
Как уже отмечалось в этой книге, 8 линий данных и 16 линий адреса выходят во внешний мир через разъем компьютера без какого-либо интерфейса, поэтому подключаться к ним нужно с осторожностью, чтобы не повредить компьютер.
Внутри микропроцессора Z80 имеется 24 регистра, которые используются как компьютером, так и пользователем. Регистры сгруппированы в пары 8-разрядных регистров, некоторые пары могут рассматриваться и как 16 разрядные регистры, например IX, IY, и SP.
Регистры имеют следующее назначение:
A - аккумулятор;
F - регистр флажков;
H - верхний регистр;
L - нижний регистр;
DE - регистр пересылки данных;
BC - используется для печати операторов;
IR, IX и IY - индексные регистры;
SP - счётчик адреса.
Восемь дополнительных регистров могут использоваться для расширения возможностей микропроцессора с помощью EXX команд. Электронные схемы регистров также как и ячеек памяти построены на триггерах, однако в регистрах кроме записи и считывания предусмотрена возможность сдвига данных вправо и влево, а также инвертирование.

2. Много ли программ для Спектрума?

Игр как минимум около 10000 штук. Столько же примерно софта. Созданы тысячи редакторов, конвертеров, языков программирования, практически нет не охваченных областей программирования.

Компьютер "СПЕКТРУМ" может выполнять программы, как написанные на БЕЙСИКЕ, так и в машинных кодах микропроцессора Z80. Оба типа программ нашли широкое применение. Программы, написанные в машинных кодах, непосредственно оперируют с адресами, данными, регистрами микропроцессора, поэтому они работают с весьма высокой скоростью, выполняя 875000 операций в секунду. Например, для пересылки 6000 байт из экранной области в другую и обратно требуются доли секунды. В электронных играх этот приём используется для создания движущихся изображений.

2А. МАШИННЫЕ КОДЫ ИЛИ БЕЙСИК?

Для выполнения программ в машинных кодах необходимы некоторые операторы БЕЙСИК, например:
LET L = USR 62000
В тех случаях, когда скорость выполнения программ недостаточна, используются подпрограммы, написанные в машинных кодах. Кроме того, команды БЕЙСИКА сами являются подпрограммами в машинных кодах, которые выполняются одна после другой. Например, программа на БЕЙСИКЕ, выводящая точку на экран:
10 PLOT 50, 100
состоит из программ в машинных кодах:

10 - Интерпретатор БЕЙСИКА, "зашитый" в ПЗУ, преобразует номер строки в два байта в соответствующей области памяти. В этой области содержится информация о последовательности выполнения команд.
PLOT - Интерпретатор БЕЙСИКА вызывает программу MONITOR, состоящую из большого количества машинных команд, хранящихся в памяти в виде 8 и 16-разрядных слов.
50 - Этот номер преобразуется подпрограммой PLOT в x-координату соответствующей точки на TV дисплее (см. раздел 2.2).
, - По этому символу определяются конец числа 50 и начало нового числа 100 в программе MONITOR. Использование в качестве разделителя любого другого символа приводит к ошибке - попробуйте.
100 - Второй номер преобразуется программой PLOT в y-координату соответствующей точки на TV дисплее.
ENTER - При вводе программы эта последняя команда идентифицируется как конец числа 100.
RUN - Запускает выполнение программы.

В результате выполнения программы в соответствующую ячейку экранной области памяти записывается двоичная "1" и на экране засвечивается точка с координатами 50, 100 (см. раздел 1.3). Конец программы определяется по отсутствию следующих номеров строк и компьютер переходит в режим ожидания (OK).
Для работы с описанными в этой книге схемами используются программы на БЕЙСИКЕ и в машинных кодах. Предполагается, что с БЕЙСИКОМ Вы уже знакомы, а с программированием в машинных кодах рекомендуем познакомиться.

2В. ДЖОЙСТИКИ

Одной из простейших схем джойстика является схема, состоящая из двух потенциометров по 100 кОм, установленных под прямым углом друг к другу, и имеющих ручку управления. Схема подключения к АЦП показана на рис. 3.2, где показаны 4 штекера, которые подключаются к источнику питания (+12 В, 0 В) и к двум входам, например, с адресами 24 и 25.



Предыдущая тест-программа покажет изменяющиеся числа от 0 до 255 по входам с адресом 24 и 25, однако более наглядное представление даст следующая программа:

10 CLS
20 PLOT IN24, (IN25)*175/225
30 GO TO 20

Джойстик может быть использован в различных играх; позиция на экране может быть непосредственно получена с помощью двух команд IN в тексте программы.

3. Куда Спектрум подключается?

К обычному цветному телевизору (RGB) или монитору.

4. Долго ли загружать программы с магнитофона?

Обычно около 5-7 минут одна программа.

5. Что такое эмулятор?

Эмулятор это специальная программа. Она нужна для того, чтобы пользоваться программами Спектрума на ПС, без самого Спектрума. Эмуляторы бывают разные. Написаны в разное время и для разных операционных систем (ОС). Чаще востребованы эмуляторы под Windows и DOS.

6. Как пользоваться эмулятором?

Для начала, зайдите на нашу страничку ЭМУЛЯТОРЫ. Выберите под свою ОС. Например, большинство используют Windows 95/98. Под ними прекрасно работает zx32103. После скачивания и инсталяции эмулятора, вы заходите в раздел ИГРЫ, и выбираете игру на любую букву. Скачиваете. Запускаете эмулятор. Нажав F2 загружаете игру не распаковывая ее. Далее как обычно играете.

7. Какие эмуляторы спектрума позволяют загружать программы с магнитофона через звуковую карту?

Я грузил на эмуле SARAEVO

8. Можно играть в игры без эмулятора?

Можно. Раздел ИГРЫ БЕЗ ЭМУЛЯТОРА. Запускать надо из под ДОСа (например через Нортон Коммандер).

9. Укажите на сайт с играми, что пойдут без эмуляции 2) скажите где водятся удобные эмуляторы 3) Покажите, как пользоватся обычными эмуляторами.


а) Есть здесь же на сайте - раздел игры без эмул-ров:
http://www.zx-spectrum.narod.ru/bez01.htm
б) Рекомендую, держит все форматы, есть музыка на бластере, позволяет выдергивать картинки из игр, подробности в в r80.doc :)
http://www.zx-spectrum.narod.ru/emul/R80v030.zip
в) Х-м-м., здесь кроме банального "читай документацию", вряд ли что-то можно предложить. В r80, например, есть краткая справка по F1

10. Как запустить SCL-файл с помощью эмуля R80v030?

Нажать F8, выбрать scl-файл в списке, нажать enter.
Нажать F2, в списке выбрать Pentagon, enter.
Выбрать TrDos, дальше Run ... и т.д.

11. Есть ли игры для Speccy, в которые можно играть по модему?

Есть версия для Last Battle.

12. Как пользоваться zx32103?

Эмулем пользоваться просто.
1. Скачайте, запустите. (zx32103.exe)
2. После завершения инсталяции запустите.
3. Вы получите рабочее окно эмулятора.
4. Скачайте и сохраните игру.
5. В рабочем окне эмуля нажмите F2 - это загрузка программ (игр, софта и
прочего). Игру распаковывать не надо, эмулятор берет так, прямо в архиве
(zip). Укажите игру и нажмите ОК, если будет спрашивать еще что-то, смело
жмите ОК.
6. Игра запущена
7. Горячие клавиши эмулятора (кстати, он работает только под Windows 95/98):
F3 - пауза/работа
F4- полноэкранный режим/оконный режим
F5- сброс
F9- параметры эмулятора/выбор звука/клавиатуры/управления/вида Спектрума(48,
128, 2, 3, 3+)

13. Какой эмулятор берёт файлы с разрешением .tzx?

http://www.zx-spectrum.narod.ru/emul/R80v030.zip

14. Windows 2000. Каким эмулятором пользоваться?

UnrealSpeccy v0.20
не только работает, но и оптимизирован под win2000

15. Народ, я скачал эмулятор, а он не хочет устанавливаться - пишет: "Corruped installation detected". Помогите, что мне делать?

Перетащи файл инсталяции с рабочего стола(он у тебя там, уверен!) в другое место(например в корневой каталог диска). И запускай!

16. Установил себе Windows 2002 XP Professional и ужас!!! мои эмули не пошли!! Помогите найти эмулятор под XP!!! :-O

Пробовал Z80 Stealth или Unreal Speccy?
zxmak попробуй.

17. Что за файлы $?

Файлы $ - это хобета файлы, их можно скопировать на trd-диск утилитой
hob2trd.

18. Как можно ставить коды бессмертия и где их брать?

Ставятся с помощью команд POKE в Basic - загрузчике программ, кодов этих полно в описаниях игр на ZX-Spectrum (поищи на рынке у старьёвщиков - у них должно быть), в журналах ZX-ревю
--
Запускай любой эмуль с поддержкой ROM Scorpion256, грузи этот ROM, грузи гаму, жми Magic,затем Monitor, потом набирай
"Data_address_data",
потом
"Exit".
То, что в кавычках - это команды сервис-монитора, в который попадаешь при нажатии Magic (как правило, одна из клавиш Fn). Она в эмуле может называться NMI. Вместо подчеркивания в командах ставь пробел. Команда Data помещает по 16bit адресу address байт data. Для каждой игры они ессно уникальны, но кой-какая информация есть, да найти эти данные для какой-либо игры тем же монитором не так трудно. Можно также в эмуляторе Unreal Speccy нажать F6 и ввести эти данные. Кстати, какая игра Вас интересует?
Этот же эмуль позволяет грузить ROM от Scorp'a. NMI в нем - F12.

19. Как дать Заявку на игру?

Напишите на форуме название игры, или отличительные признаки ее, а также свой адрес почты. Если не хотите давать адрес, тогда мы выложим ее на стр.ЗАЯВКИ.

20. HELP!!! как запускать игры на Unreal Speccy?

Жмешь F1 там где прикрепить диск выбираешь образ ленты ОК затем Tape loader or Load "" и все.

21. У меня Win ME. Не смог запустить ни с эмулятором, ни без. В играх без эмулятора они запускаются, но на экране только какие-то тени и кубики. Изменение разрешения экрана ничего не дает. Что делать?

Под Win ME эмуль R80 (Spectrum Emulator v0.30) хорошо работает...

22. Чем взять .scl?

А *.scl понимают, по моим сведениям: Z80Stealth v0.402 by Kirill Kolpakov; RealSpectrum beta release 9 v0.75.20 by Ramsoft; R80 v0.30 by Raul Gomez Sanchez.

23. Перегонка zx-pc

1) ZX-Spectrum Emulator v3.05 by Nikolay Shalaev. Основная прога для перегонки. И записывает и считывает TR-DOS диски. При записи на диск надо установить флажок "Форматирование".
2) Две утилитки Disk2Trd и Trd2Disk. Используются, когда Shalaev не справляется.
3) UKV Spectrum Debugger v1.2 by Uglekov K. Читает почти любые TR-DOS диски, но имеет один большой недостаток - работает только со снапшотами (Z80, SNA). Т.е. если хочется поиграться - то пожалуйста, а что-то перегнать уже намного сложнее, хотя выход есть: загружаем с ZX диска любой копировщик, начинаем копировать файл. Когда он загрузится в память - сбрасываем снапшот. Потом в любом другом эмуляторе (хотя бы в том же R80 v0.30) считываем снапшот и продолжаем копирование в заранее созданный файл TRD.

P.S. Очень желательно перед перегонкой с ZX пользоваться дисками, отформатированными (отресторенными) ADS или DCU. Иначе может вообще ничего не получиться

24. Какой Эмультор для ZX скачать , чтобы он мог читать файлы в формате .$1 , $2 , $b итд
а также файлы в формате .trd ?
Заранее спасибо !

а) Файлы с расширением $1, $b, $c - это так сказать файлы ZX (<B>, <C>, <1>) только в формате PC. Просто так их запустить возможности нет (покрайне мере я не знаю). Альтернатива такова: С помощью Spectrum Novigator'а или HoBeta забросить их в образ диска *.trd.

б) Эмуляторы поддерживающие trd формат:
r80, sp3.04(05), etc.

25. Подскажите какими командами загрузить, и вообще как это делается на zx, хочу игру с дискеты загрузить.
Как с магнитофона делается знаю, а с дискеты нет, подскажите порядок действий.
Как каталог на диске просмотреть и как запустить?
Спасибо.

Там ничего сложного нет.
Для работы с диском нужна соответсвенно дисковая операционная система. На ZX это TR-DOS или Is-DOS (последняя используется редко так что напишу про TR)

Для входа в TR-DOS используется меню 128K-Spectrum и выше(выбрать типа TR-DOS, TR-DOS 48, TR-DOS 128)

Также можно войти в TR-DOS из бейсика
командой: RANDOMIZE USR 15616 (переход в TR-DOS)

либо
RANDOMIZE USR 15619: REM: Команда TR-DOS

КОМАНДЫ TR-DOS:

CAT - Каталог диска

LIST - Более полный каталог диска (показывает адреса, длины в байтах etc.)

RUN - запуск файла boot.B

RUN "filename" - Запуск файла-загрузчика с именем "filename" и расширением <B> - то бишь Бейсик-файл.

LOAD "filename" - Загрузка файла <B>

LOAD "filename"CODE [xxxxx],[yyyyy]- загрузка блока кодов (кодовый файл с расширением <C>), где xxxxx - адрес загрузки блока, yyyyy-длина блока в байтах. Если xxxxx и yyyyy не указаны стартовый адрес и длина беруться по умолчанию для этого файла из каталога.

RUN "filename"CODE [xxxxx],[yyyyy]- запуск блока кодов (кодовый файл с расширением <C>), где xxxxx - адрес загрузки блока, yyyyy-длина блока в байтах

Вот пожалуй и всё, что нужно для начала.
Правда там еще куча всего: Смена диска и прочее...

26. Копирование звуком

Утилита Playtzx - воспроизводит звук через SB, но при условии, что файл .TZX
tap2tzx - конвертирует .TAP -> .TZX

27. Вот у меня проблемы с обратной операцией: не читается на PC TR-DOS-овская дискета.
FDD 1.2Mб, пробовал и утилитой из эмуля Шалаева и утилитой DISK2TRD.
Никак!!!
Дайте кто-нибудь практические рекомендации как считывать дискеты от Spectrum.

Есть такое :(
форматированная на Спек 360 К читается без проблем, а вот 1,2М
Точно не помню, но в одном из FAQ'ов советовали заклеивать отверстие на 1,2М дискете - может бытьпоможет ?
дискеты на 720kb (без отвеpстия в пpавой части дискеты), либо заклейте
это отвеpстие на дискете 1.44Mb... "
на 1,2М дискете - наверное также.

28. С помощью каких команд в эмуле шалаева обращаться к дискам В С D ?

В режиме TR-DOS переключение между дисками по команде
*"В:" или *"С:" или *"D:"

29. Где можно найти is-dos овские прогры, как они работают с эмуляторами, и как их сливать на натуральные спектрумовские игры?
Q: Kак и в каком эмуле можно работать в iS-DOS?
A: (Roman Alexandrov, 2:5030/446.11):

1) Метод самый пpостой и тоpмозной: Беpёшь UKV и pаботаешь с pеальным
диском.
Достоинства: пpосто.
Hедостатки: тоpмозно, новый (загpузочный) диск не отфоpматишь, с(на)
Тыp-Дос(МС-Дос) не пеpепишешь.

2) Метод пpодвинутый (опубликован Игоpем Гpуздевым): Беpёшь UKV,
натуpальный Ис-Досный диск (в качестве диска А, напpимеp) и пустой FDI
(в качестве диска В, напpимеp). Гpузишся, с помощью create.com создаёшь
на FDI незагpузочный 640-килобайтный диск Ис-Дос, пеpеписываешь на него
то что нужно с pеального диска. После чего, сконфигуpиpовав систему как
тебе нужно (дpайвеpа, таблицы, электpонные диски, pезеденты и пpоч)
скидываешь в Z80 (кстати файлы обpаза системы is-dos.sys и файл-имидж
электpонного диска image.sys или image.img на FDI копиpовать не надо -
диск-то всё pавно не загpузочный и место освободиться). Далее пишешь
батник для всего этого дела, чтобы пpи стаpте UKV гpузил Z80 и
подключал FDI.
Достоинства: Быстpо pаботает
Hедостатки: тpебует пpедваpительной подготовки, нет возможности pаботы
с МС-Дос и pеальными Тp-Дос дисками

3) Метод pулезный: Беpёшь эмулятоp Скоpпиона (from MOA). С помощью
пpогpаммы ANADISK создаёшь дамп Ис-Досного диска, пихаешь его в
эмулятоp (он его пеpеконвеpтит в собственный фоpмат FDD). Если надо,
включаешь эмуляцию винчестеpа и создаёшь на нём нужное количество
Ис-Досных pазделов нужного pазмеpа. Возможность pаботы из Ис-Дос с
обpазами Тыp-Дос дисков не проверялась, но имхо должно pаботать.
Достоинства: налицо
Hедостатки: нет возможности pаботать с натуpальными дисками,

4) Пpоизводишь последовательность описанную в п.2, конвеpтишь FDI в TRD
и запускаешь всю констpукцию из Z80 и TRD под эмулятоpом Шалаева
(с использованием Z80.add)
Достоинства: очевидны для тех кто любит Шалаевский эмуль больше UKV.
Hедостатки: пpедполагаются те-же что и в п.2, плюс отсутствие дебаггеpа
и pаботы с pеальными дисками.

A: (Vladimir Frunze, 2:469/32.7)
У меня всё проще -- запускаем makefdi.exe -c -d isdos.fdi и телемаркет!
С ключиком -d (detailed analyses) диск успешно создаётся, без -d - нет.
/IG: у меня не получилось сие. :( Постоянно ругается на диск еррор/

30. С эмуляторами столкнулся совсем недавно.
Дома лежит запылившийся спектрум с 3" дисководом. Реально ли какой-нибудь программой отконвертировать игры и софт
для эмуляторов в настоящий ZX-формат и потом пользоваться этим на спектруме.
ЕСЛИ ДА ТО С ПОМОЩЬЮ КАКОЙ ПРОГРАММЫ?

Попробуй утилитой: trd2disk
Или программка AMD

31. Как делать сэйвы?

Универсальный способ - сохранение состояния эмулятора (в файл .sna и т.п.)

32. а) Можно ли из файла формата scl сделать какой-нибудь другой ?
б) Существует ли возможность привести в соотвествие клавиатуру PC и Спектрума ?
Последний вопрос возник в связи с некоторыми трудностями с русскоязычными адвентюрами.

а) trd, fdi, td0
б) используется стандарт яверти, т.е.
a-a
s-с
t-т
и т.д.

33. У меня большая колекция игр на 5"25 дисках и я хотел перекинуть их на PC, но какими бы программами для этого не пользовался, не одна не копирует. Пробовал и FDA, но тоже безрезультатно :( У меня такие мысли что дело железе PC, так как дисковод на ZX работает отлично, а когда подключаю к PC то выставляю в BIOS как 3"5 720Кб, иначе вообще не работает. Может кто поделится успешным опытом и конфигурацией PC на котором это делалось

В биосе должен быть установлен тот дисковод, который есть. Короче дело в том, что очень часто первый сектор из-за неточности TR-DOSа первый сектор несколько смещён от нормального положения. Попробуй немного закрыть маленькую дырочку на дискете наклейкой. Это, хоть и редко, но помогает. Я пользуюсь очень удачным эмулятором, написанным Николаем Шалаевым.
Но по моему на РС нужно в БИОСе ставить FDD как 5,25" на 1,2Мб

34. А что делать с td0 файлами. Какой эмуль подходит для них (ну чтоб не конвертить).

Это файлы Teledisk'а, просто image дискеты, к спекки отношенния не имеет, эмули не берут
где-то была утилитка перевода в TRD

35. Много старых спектрумовских дисков. Вопрос - каким эмулятором лучше перекачать для использования на IBM PC?

1) Real Spectrum
2) утилитой Spectrum Navigator

36. Как в "Елите" под эмулятором сохранить а потом загрузить сохраненное?

Если Вам необходима отгрузка, попробуйте сделать так - скачать дисковую
версию Elite (отгрузка на диск), либо любую версию и в момент записи
пользуйтесь не отгрузкой Elite, а опцией эмулятора Save snapshot. Вы
получите образ памяти компа в виде файла Z80 или SNA, который можно
загрузить опцией Load snapshot. Все современные эмуляторы эти опции
поддерживают.

37. Подскажите самый удобный формат для хранения отдельных файлов (игр и т.д.)

Конечно scl и TRD для тех где есть сохранение.

38. Как прочесть файлы $B и $C?

Запустить Spectrum Navigator, по F9 создать файл (trd или scl) и скопировать по Alt+F5 в него эти файлы. Потом запустить эмуль, вставить этот trd файл - и смотреть.

39. Как переписывать игры с кассет на комп???
Taper я скачал... Но чё с ним делать не пойму!
Помогите чайнику!!!

Если переписывать на реальном спеке то существует много программ которые просто грузят кодовые блоки с касеты а потом записывают на диск автоматически или по запросу, можно так же вручную командами LOAD"" (лучше MERGE"") и LOAD""CODE (тут нужно знать длину кода и начальный адрес) потом записать это на диск следующим образом SAVE"" LINE 1 для BASIC программ и SAVE""CODE xxx,yyy (xxx - нач. адрес кода, yyy - длина в байтах). Потом ещё в BASIC программах, если присутствуют команды типа LOAD"?"CODE - то их нужно будет заменить на RANDOMIZE USR 15619: REM: LOAD"?"CODE

40. ...Не могли бы вы мне подсказать код для старта в игре Navy Moves 2????

Вроде 63723

41. Народ, подскажите, как подключить к дисковому контроллеру 5,25" 1,2 мб либо 3,5" флоп? Старый 5,25" 320 кб уже на ладан дышит, а 1,2 мб подключаю - инициализируется, но диск не видит. 3,5" подключать не пробовал. У меня 48-й спектрум + TR-DOS 5.03.

Обычно с 5.25 дисководами ёмкостью 1.2 МБ на Speccy бывают проблемы, или диски родные Спектрумовские не читают либо вообще какие-то глюки происходять! 8-(
А 3.5 подключается легко, паралельно 5.25 на тотже щлейф, только нужно чтобы 5.25 был А:, т.к. при таком подключении 3.5 будет всегда В:. Можно конечно где-то в середине шлейфа перевернуть несколько проводков, не переворачивая остальных на шлейфе, но это уже геморой. У меня два 5.25 как А: и С:, и 3.5 как В: - всё отлично работает. Кстати я ещё слышал что ещё не все модели 3.5 нормально подключаются, наверное что-то там с вреиенными интервалами чтения/записи не то! %-)

42. Просьба объяснить как качать программы на гибкий диск для "ZX-Spectrum" в TR-DOS формате (не эмулятор).

В эмуляторе Шалаева есть функция - скинуть trd образ на гибкий диск. Только его надо предварительно отформатировать на Speccy в TR-DOSe (!!!). Диски, форматированные с доп. опциями в DCU, ADS, Scorpion'овском мониторе для этого не подойдут.

43. Народ, подскажите кто-нить.
Есть Спектрум-48 (Ленинград-2)+ контроллер дисковода + пзу 256(32кб) + прошивки 48(16кб) и TR-DOS5.03(16кб). Как располагаются эти прошивки в памяти ПЗУ???. Пробовал прошить сначала 48, затем TR-DOS - выдает заставку, но не реагирует на клаву.

Обычно ПЗУ BASIC-48 и TR-DOS прошиваются
одновременно. Прошивка BASIC-48 должна быть специальной для работы с TR-DOS а не только с TAPE. Прошивка BASIC-128 тоже капризная. Лучше если найти это всё
соединённое вместе как 64к, а потом разделить куда нужно, а не искать всё по отдельности, хотя TR-DOS можно будет поискать и по новее без проблем.Вообще лучше поставить ПЗУ объёмом 64к и писать туда всё, а можно ещё и CACHE (или Prof-ROM) - это типа флэш памяти для замены реальной ПЗУ. Определить странички (4 по 16к) по содержимому где что и эксперементировать!!!

44. Миссии ELITE.

Первая миссия - спасение беженцев с базы возле сверхновой звезды. После выхода из гиперпрыжка все вокруг будет красным, и когда прибудешь на базу, то предлагают взять беженцев. Они занимают весь грузовой трюм. Когда покидаешь базу и делаешь гиперпрыжок, то заносит в следующую галактику.
Вторая миссия - Cloacking Device, устройство невидимости. Встретится корабль, который становится невидимым, если его победить, то можно собрать устройство невидимости, включается кнопкой Y.

Третья миссия - ECM jammer, блокировщик противоракетных систем. Позволяет использовать ракеты против тех, у кого есть противоракетные системы. На одной базе дадут задание уничтожить ракетами базу, захваченную таргонами, а чтобы смог - дадут блокировщик противоракетных систем.

"Миссиями" это всё можно назвать условно, скорее это необычности, появляющиеся в игре в определенное время. По-моему, установили, что миссии появляются после определенного количества часов игры.

45. Как можно с обычной аудиокассеты через звуковую карту или COM, LPT порт и т.д.?

Подключай магнитофон к звуковухе и используй makeTZX

46. Народ, подскажите какой эмуль лучше для XP?

Попробуй EmuZWin

47. Как запустить .scl?

Берешь эмулятор EmuZWin, в нем жмешь File - Open, открываешь этот самый SCL. Заходишь в TR-DOS, и дальше как обычно (LIST, RUN).

48. Elite III, Кладовская.
Залип режим CS,F - перехват таргонов в гиперпространстве. Что ни нажимаю, не снимается. Никуда не могу перелететь (только в другую галактику). А обидно, только суперлазер купил.

Это не залип, так было задумано. Надо перелететь к какой-нибудь звезде на J-двигателе - потеряют след, отстанут. В принципе после перехвата разбомбить их один раз и долететь.

49. Подскажете как менять цвет бордюра при загрузке игр (стандартное КР-ГОЛ, ЖЕЛ-СИН)?

Если в эмуляторе, то элементарно. Нужно поменять в ПЗУ один байт по адресу 05FEh (1527)
0 - просто черный
1 - сине-черный
2 - красно-черный
3 - красно-синий
4 - черно-зеленый
5 - сине-зеленый
6 - желто-черный
7 - стандартные цвета

Может можно и другие цвета получить, если поиграть с байтом 0600h (меняя только младшие 3 бита).

А если не в эмуляторе, то придется скопировать стандартный загрузчик из ПЗУ и слегка его переделать.

50. Кто подскажет, есть ли программы для русификации игрушек для спеки, что нибудь похожее на Restorator, или вроде того?

Вообще русифицировать можно, но не так, как ты представляешь. Restorator работает с EXE-файлами формата PE, и в этих файлах есть специальная секция ресурсов, в которых хранятся все строки (если разработчик их туда положил - считается хорошим стилем программирования помещать все строки в секцию ресурсов, но это не обязательно).

Для спектрума же нет никаких EXE-файлов, строки обычно хранятся в кодовых блоках. Чтобы поменять их, тебе нужен шестнадцатеричный редактор спектрумских файлов. Для форматов TAP, TZX можно использовать TAPER. Для дисковых форматов SCL, TRD - не знаю, но наверняка есть. Просто открыть файлы в шестнадцатеричном редакторе не получится - ты исправишь данные, но не поправишь контрольную сумму, и блок получится ошибочным. Вот так, руками в специальном редакторе можно заменить буквы. Кроме того, тебе нужно будет поменять символьный набор - заменить рисунки английских букв на русские. Для этого нужен редактор спрайтов.

Кроме того, нельзя изменять размер сообщений - сколько английских букв было, столько (не больше) ты можешь вставить русских букв - код не раздвигается. А ещё в некоторых играх текст хранится неявно. Например, Dizzy начиная с 4 части - там тексты запакованы по 5 бит на букву.

В общем, задача непростая.

51. Народ подскажите пожалуйста как имея на 486 машине игры zx spectrum записать их на 5" дискету, чтобы поиграть на zx spectrum. Ребенок подрастает, а приставку лень покупать?

UKV попробуйте

52. Винда ХР. Что делать?

У меня, например, на логическом диске "C" стоит MSDOS6(то есть система диска даже не FAT32), а на "D" - XP. При запуске XP(её загрузчик - на нулевой дорожке "C") предлагает загрузить себя или DOS...
Под ДОСом я и работаю:) VESA уж нужна, понимаешь:) И играю на эмуляторе тоже под ДОСом.

 



главная страница /// новости /// игры




Яндекс.Реклама:
. Частный компьютерный магазин купить компьютер. Купить компьютер. Купить детский компьютер. | Сша продажа бизнеса. Продам готовый бизнес челябинск. Готовый бизнес азс. | развод | "надежные грузовики hyundai с гарантией качества"
Самые последние База ГИБДД, база данных ГИБДД
Hosted by uCoz