Опубликовано в газете PILOT-48 № 1
(Ковров, 25.11.1996)
(C) ДМИТРИЙ УСМАНОВ
"... Капрал Хэви склонился над распростертым трупом андроида Баркера. Бронепластиковый скафандр обуглился, поляризованное стекло шлема почернело и покрылось сетью мелких трещин от высокой температуры. Налицо признаки работы тяжелого лазера - только он оставляет столь ужасные следы.
И убийца мог прятаться только в одном месте: там, где коридор перегораживала ярко - зеленая автоматическая дверь. Капрал навел на нее жерло своего ручного крупнокалиберного пулемета системы "Марсек", и пули с сухим треском разворотили пластиковую дверь. Сапер Дьюди растерялся: только что он чувствовал себя надежно защищенным за дверью, и вдруг она, забрызгав его осколками, рухнула вниз, открывая взгляду Дьюди темное дуло ручного пулемета в руках бойца Лазерного полицейского отделения. Пулемет рявкнул еще раз и сапер Дьюди, в лохмотьях, бывших секунду назад бронежилетом высшей степени защиты, крутанулся на одном месте и повалился на залитый кровью кафельный пол..."Эта сцена вполне возможна в самой лучшей, на мой взгляд, стратегической игре для Speccy на сегодняшний день – игре LASER SQUAD. Написана она была для IBM-совместимых машин, а потом перенесена на Spectrum, отчего ничуть не пострадала, а в управлении даже изменилась к лучшему. Игра отличается высококлассной графикой, интересным сюжетом и тщательно проработанным алгоритмом.
Сюжет игры таков: в будущем, для борьбы с особо опасными группировками преступников, было создано полувоенное спецподразделение полиции, получившее название "Лазерное отделение", которое выполняло операции по уничтожению отъявленных злодеев, за свои преступления уже получивших смертные приговоры нескольких стран. Вот этим отделением Вам и предстоит командовать. В этой игре Вы будете управлять отдельно каждым бойцом, а не большими группами. Вследствие этого, бой приобретает особый оттенок: Вы, например, не можете увидеть противников до того, как их не увидят Ваши солдаты, а поле зрения у них ограниченно, как и у любого человека. Все же предметы обстановки остаются видимыми для Вас, Вы смотрите на поле боя с высоты птичьего полета и можете косвенно судить о перемещениях противника (открываемые двери, разбитые стекла и мебель, сбитые со стен выстрелами картины и многое другое). Обратите внимание на качественную многоцветную графику в игре - она практически не изменилась после переноса с I
BM.Но вернемся к игре. После загрузки Вам предложат выбрать одну из миссий...
Итак, Вы выбрали одну из понравившихся миссий, управление, количество игроков (1 или 2) и уровень сложности (для одного игрока) и, наконец, оказываетесь в оружейном зале.
Каждому из солдат нужно выдать бронежилет; от "0" – нет вообще никакой защиты до "4" - самая мощная защита. Смена бронежилетов: "вверх", "вниз", "огонь" - фиксация выбора. Будьте внимательны - выбрать бронежилет можно только один раз. Каждый бронежилет имеет свои достоинства и недостатки. Четвертый самый прочный, но он тяжелый и дорогой (количество оставшихся у вас кредов показано в правом верхнем углу), а первый, несмотря на свою легкость и дешевизну, может защитить лишь от маломощного оружия. Параметры бронежилетов указаны в таблице справа от солдат.
После того, как у всех солдат появятся бронежилеты, игра переходит к следующей стадии - Вы должны раздать оружие, которого в игре предостаточно.
M 4000 AUTO GUN - легкий автомат среднего калибра, в магазине 20 патронов.
MARSEC AUTO GUN - ручной крупнокалиберный пулемет - оптимальное оружие для штурма - 2-3 пули прошивают любой бронежилет насквозь. В магазине 20 патронов.
SNIPER RIFLE - снайперская винтовка, бьет очень точно и мощно. Незаменима при стрельбе с дальних дистанций. Но стрельба стоит очень дорого - хватает только на 1-2 выстрела. Стрельба очередями невозможна, в магазине 12 патронов.
MARSEC PISTOL - мощный крупнокалиберный пистолет. Стреляет только одиночными выстрелами. Хорош для стрельбы в "упор", но с расстоянием пробивная сила пули резко падает, очень неточен. В магазине 8 патронов.
L-50 LASER GUN - легкий дешевый лазер, требует мало энергии для выстрелов. Вы можете применить его против легких бронежилетов, но если враг в бронежилете четвертой степени защиты, то Ваш лазер будет скорее напоминать безобидный фонарик. В магазине 40 энергетических капсул.
HEAVY LASER - тяжелый мощный лазер. Его плюсы: 50 энергетических капсул в патроннике, самая низкая энергия для выстрелов в игре и высочайшая поражающая способность. Минусы: он тяжелый, дорогой и очень неточный.
ROCKET LAUNCHER - ракетница. Убивает всех в пределах экрана, рушит каменные стены и сдирает кафель с пола, но... всего одна ракета к ней, стоимость оружия очень велика, а если Вы промахнетесь (что с ракетницей вполне возможно) и снаряд попадет в стену рядом с Вами то... см. выше.
AP 50 GRENADE - пластиковая граната с электронным взрывателем, который необходимо устанавливать перед броском (опция PRIME) на количество полуходов (например: "0" - граната взрывается сразу после того, как Вы закончите свой ход; "1" - Вы ходите, потом противник и - взрыв и т.д.) Так что, гранату можно использовать и как бомбу с часовым механизмом. Но с гранатой надо обращаться осторожно; бросая ее, надо иметь в запасе как минимум 24 action points, иначе она может взорваться у Вас в руках. Зато возможность убить противника, спрятавшегося за углом, делает это оружие очень привлекательным.
DAGGER - кинжал. Оружие ближнего боя. Чтобы убить кого-нибудь кинжалом, нужно подойти к нему вплотную и продолжать идти вперед. Сделать это, и не быта расстрелянным, очень сложно, что делает кинжал неэффективным оружием. Самые уязвимые части бронежилета - это швы между спинными и боковыми пластинами -
там будет наилучший результат.Способом, описанным выше, можно сражаться и с другими видами оружия в руках и даже без него, но результат будет похуже.
M 7000 BLASTER - встроенный в боевых дроидов бластер в первой миссии. По разрушительной мощи напоминает HEAVY LASER, но гораздо точнее. В магазине 32 заряда, перезарядка в полевых условиях невозможна.
EXPLOSIVE - взрывчатка, которую выдают для взрывания дверей бойцам Лазерного отделения в третьей миссии. Взрывчатка оснащена запалом, как и у гранаты, но взрывная волна у взрывчатки в 6 раз мощнее, да и сама она такая тяжелая, что лучше ее не кидать, а аккуратно положить (DROP).
К каждому стреляющему оружию можно приобрести также и боеприпасы (по аналогии с названием оружия).
В меню вооружения управление следующее: выбирая движением "вправо" или "влево" нужное оружие, Вы подводите курсор к солдату и - "вправо" - добавить еще один экземпляр этого оружия солдату, "влево" - снять, "огонь" - переход к выброске десанта.
Высадку солдат LASER SQUADа можно производить только на красно-желтые квадраты с буквой "D", а их противников на фиолетово-черные квадраты с той же буквой. При высадке десанта все оружие, находящееся при них, уже заряжено.
После высадки перед Вами появляется меню:
1. Изменить управление
2. Записать игру
.3. Загрузить игру, отложенную ранее.
4. Проверить запись.
Если ничего из вышеперечисленного Вам не нужно - нажимайте "огонь" и компьютер выдаст Вам информацию о том, чей сейчас ход, какой ход по счету и сколько их осталось до того, как компьютер объявит ничью.
Ниже показан счет каждого из противников. Эти меню постоянно будут возникать у Вас на протяжении всей игры по завершении хода.
Из заставки Вы перенесетесь в саму игру. Наведя курсор на солдата, Вы оказываетесь в главном меню, которое выглядит так:
1. SELECT
2. INFO
3. NEXT UNIT
4. SCANNER
5. END TURN
6. CANCEL
Рассмотрим это опции подробнее:
6. CANCEL - эта функция существует в каждом меню и означает возврат на одно действие назад. Далее я буду эту опцию опускать.
1. SELECT - выход в меню управлением солдатом: он начинает мигать, а справа появляется: звание и имя солдата, количество энергии (ACTION POINTS) на данный момент, стрелка в квадрате показывает направление взгляда бойца. Чуть ниже состояние морали бойца: оно может меняться от SUPER B - самое лучшее до тревожно мигающего PANIKED (паника). Паника может серьезно повлиять на боеспособность солдата - он становится гораздо уязвимее, может бросить оружие и совершать непредсказуемые перемещения. Лучшее средство против паники - подстрелить пару тройку солдат противника.
Ниже следует показатель физического состояния, измеряется от SUPER B до FEEBLE (хилый). Если у солдата FEEBLE - значит, ему необходимо отдохнуть пару ходов, и он снова готов идти в бой.
Индикатор WOUND (раны) показывает количество ранений, а BURD - загруженность солдата амуницией; OBJECT - показывает предмет в руках солдата, TERRAIN - то, на чем он стоит. PROT - защита местности.
В режиме SELECT солдата можно передвигать:
"вправо" - вращение по часовой стрелке;
"влево" - вращение против часовой стрелки;
"назад" - шаг назад;
"вперед" - шаг вперед;
"огонь" - выход в подменю SELECT: 1.1. END MOVE
1.2. OPEN/CLOSE
1.3. FIRE
1.4. LOAD
1.5. CHANGE
1.6. DROP
1.7. PICK UP 1.8. SCANNER Здесь:
1.1. END MOVE - выход из меню.
1.3. FIRE - опять меню: название оружия, количество энергии, количество боеприпасов. Ниже характеристики видов стрельбы:
1.3.1. AIM SHOT - прицельный выстрел.
1.3.2. SHAP SHOT - выстрел "навскидку".
1.3.3. AUTO SHOT - стрельба очередями (не менее 3-х выстрелов).
1.3.4. THROW -
бросить предмет. В этом режиме карта меняется, и Вы можете выбрать крестиком мишени для стрельбы. Если крестик окажется не в поле зрения солдата, то возникает надпись "NOT IN FIELD VISION". Под каждым видом стрельбы два показателя ACC вероятность попадания точно в центр прицела (в процентах). APS количество энергии, затрачиваемой на один выстрел.Если Вы бросаете предмет прямо в руки солдату, у которого ничего нет, то, скорее всего, последний поймает этот предмет, причем его энергия не изменится.
1.3.5. END FIRE - прекратить огонь.
1.5. CHANGE - В этом режиме солдат может поменять вооружение, которое он сейчас использует. На экране возникает список всех имеющихся у этого солдата предметов, треугольный маркер слева отмечает предмет, используемый в данный момент.
Показатель AM - количество оставшихся боеприпасов. WT – вес оружия, SZ - разрушительная мощь.
1.2. OPEN/CLOSE - открывание/закрывание всевозможных дверей, люков и так далее. Для того чтобы эта опция появилась нужно стоять лицом к двери.
1.4. LOAD - зарядить оружие (появляется только при наличии боеприпасов).
1.6. DROP - солдат кладет предмет, находящийся у него в руках, на пол.
1.7. PICK UP - солдат поднимает предмет с пола, энергетические затраты очень большие, в зависимости от веса предмета. Для любителей выбрасывать обратно брошенные в Вас гранаты: поднять гранату без чеки значительно дороже, чем с ней.
1.8. SCANNER - на экран выводится подробная карта сражения.
Здесь мигающими квадратиками обозначаются солдаты LASER SQUAD, а крестиками - видимые на данный момент противники. Большой квадрат - область, в которой находился курсор в момент вызова карты.
2. INFO - по этой команде на экран выводятся подробные сведения о солдате.
UNIT - имя и звание солдата, на изображении можно увидеть тип оружия, прочность бронежилета с четырех сторон.
Далее следуют гистограммы:
WEAPON SKILL - навык в использовании оружия;
CLOSE COMBAT - способность к ближнему бою; AGILITY - меткость;
STRENGTH - сила;
CONSTITUTION - общее состояние бойца;
ACTION POINTS - количество оставшейся энергии;
MORALE - боевой дух солдата;
STAMINA - выносливость.
Замечательной особенностью игры "LASER SQUAD" в том, что каждый солдат представляет из себя неповторимую индивидуальность: например, девушка HARRIS слаба, но метко стреляет, а флегматичный негр ANDERSON - самый крутой из всех нечувствителен к боли, вынослив, силен как бык, но может иногда ошибаться и неловко уронить гранату без чеки прямо себе под ноги. При игре с компьютером сразу можно определить, кто из солдат противника храбр и умен (BLAKE), а кто - труслив и тугодум (NELSON). Дроиды гораздо глупее людей, хотя храбрости им не занимать.
3. NEXT UNIT - переход к следующему по списку солдату.
5. END TURN - конец хода (Вас попросят подтвердить решение).
НЕКОТОРЫЕ ТОНКОСТИ В ИГРЕ.
1. Если у бойца после хода остается примерно 30 action pts, то он будет готов к неожиданному появлению противника в поле зрения и сумеет отреагировать. В этом случае появится надпись: "SPOTTED BY <имя>" и ход передается противнику. В режиме SPOTTED можно только стрелять. При выходе из меню ход опять передается противнику.
2. Сначала Ваши противники просто патрулируют территорию, двигаясь по сложным маршрутам и тратя всю энергию. Но, как только прогремят первые выстрелы, картина разительно меняется, солдаты противника начинают перемещаться короткими перебежками, экономя энергию для того, чтобы Вас "заспоттать" (см. п.1.). Храбрые несутся к месту выстрелов, трусливые - наоборот, осторожные остаются на месте и озираются по сторонам. Вам это, как правило, ни к чему, поэтому не стреляйте куда попало, ради удовольствия.
3. На поле боя Вас окружают всевозможные предметы обстановки.
Многие из них, например, мониторы, всевозможные канистры и баллоны с газом, имеют замечательную способность взрываться при попадании в них. Используйте этот факт - если противник стоит у одного из таких предметов, то часто удобнее попасть именно в такой предмет, чем пробивать защиту бронежилета.
4. Если солдата убивает взрывом, то все боеприпасы - патроны, гранаты, снаряды - детонируют, усиливая, правда, немного, взрывную волну. То же самое относится и к боеприпасам, лежащим на полу.
В этой замечательной игре Вы можете полностью применить Ваш талант полководца - вперед, солдаты LASER SQUAD!